Испытания для вариаторов и АКПП
Короткий цикл испытаний Van Doome на прочность.
Эти испытания затрагивают коробки с вариаторами. Этот показатель оценивается в течение 115 часов и характеризует устойчивость антифрикционных характеристик масла.
В масле для вариатора важно, чтобы соблюдался определённый коэффициент трения между парами трения сталь-сталь. Чтобы не было проскальзывания и повышенного износа. Первые 100 часов деталь вращается на максимальном крутящем моменте. Оставшиеся время проверяется сколько антифрикционных присадок осталось в масле, и насколько деталь износилась. В частности такое испытание требуется для конкретных требований производителя КПП, при выборе отраслевых спецификаций этот метод не используется.
LVFA тест
Следующий тест является отраслевым и принадлежит JASO M349. Тест также оценивает возможность масла сохранять пакет фрикционов. Само испытание происходит до тех пор, пока не начнётся вибрация в CVT коробке, то есть пока модификаторы трения не разрушатся, и масло не выйдет за грани допустимой нормы износа от производителя. По сути убивают масло до предела.
Однако, есть определённые лимиты того же стандарта JASO, и оценивается, насколько масло может обойти эти лимиты. Уже эти результаты используются в технических историях конечного товара: например, сохранение плавности хода, хорошие высоко и низкотемпературные свойства.
Это говорит, что продукт по сравнению с отраслевыми стандартами и лимитами лучше и предпочтительнее. Большинство производителей их превосходят, поэтому они имеют право заявлять, что их масло обладает повышенным ресурсом свойств и характеристик. Это не логика маркетинговых служб, чтобы набить цену на масло. Все эти испытания задокументированы и расписаны в сертификате производителя.
ATF. Автоматические трансмиссии
Эволюция классических автоматических КПП началась и продолжается компанией ZF. Первая трёхступенчатая КПП появилась в 1969 году. Со временем коробки эволюционировали, получали новые характеристики. Последняя АКПП от ZF имеет уже 9 ступеней.
В свою очередь, увеличение ступеней повышает топливную экономичность автомобиля, а также предельную скорость передвижения. Как ни странно, дорогая и многоступенчатая трансмиссия помогает сохранять энергоэффективность и экономить топливо. Также стоит делать акцент на экологические требования, потому что Евро-6 требует уникальный и экологичный состав не только для моторных масел, но и для трансмиссионных. Это как раз и объясняет, почему Castrol не производит масла на голых отраслевых требованиях.
Автоматические трансмиссии состоят из гидротрансформаторов, которые предъявляют ГСМ особые требования. Дело в том, что усилие передаётся не через сцепление, а через гидротрансформатор (момент передаётся через жидкость - ATF). Также коробка состоит из набора шестерёнок и планетарных передач. Сюда же входят тормозные фрикционы, гидроблок и выход на главную передачу.
Дело в том, что жидкости для АКПП отличаются от жидкостей для мостов и МКПП. Их нельзя подвести под те же стандарты API и GL. Для АКПП создавали свои стандарты, как правило, из разрабатывали сами производители этих коробок.
Что такое Dextron
Одним из разработчиков требований жидкостей к АКПП стала General Motors. Результатом стал допуск Dextron. До него были Type A, Type F/G, которые потом упразднили, как только появился Декстрон, который перекрыл все предыдущие требования.
Правда, до сих пор есть старые МКПП, которые ставили на Мерседес и требовали Type A (да и такое было, когда в МКПП требовалось масло для АКПП). Отличие всех этих жидкостей: в наборе присадок: это фрикционные характеристики и антипенные реагенты. Особенно высоки требования для жидкостей - по низкотемпературным свойствам, так как загущенная жидкость по сути теряет способность передавать усилие.
Помимо Dextron есть требования Мерседес и Форд. Это Ford Mercon и GM. Сейчас актуальные масла используются на основании жидкостей, которые имеют почти все стандарты. Мы можем видеть, что основой требований становятся - Мерседес, Ниссан Matic. Если брать сравнительную характеристику ATF, то мы сможем увидеть следующую тенденцию. Современные маловязкие жидкости по отношению к предыдущим менее вязкие при рабочих температурах (100 градусов). Это сделано для того, чтобы затраты энергии на работу агрегатов были как можно меньше.
Стоит отметить, что для механических КПП и мостов выделяются два параметра (как и у моторных масел) - это класс вязкости и требование автопроизводителя. Причем требования производителя главенствуют над вязкостью, что вторая даже опускается. Все также в АКПП: отбрасывается класс вязкости и используется стандарт автопроизводителя.
Например, стандарт Yoyota WS уже забила в свой стандарт значения кинематической вязкости, показатель проворачиваемости, низко- и высокотемпературные свойства. Причем не важно, какой это подтип: Ford Mercon или Nissan. В большинстве случаев из-за родства всех допусков (единый предок в виде Dextron) все показатели примерно одинаковые. То есть здесь производители уже облегчили нам выбор: мы просто смотрим, что написано в книге по эксплуатации и выбираем на полке ту жидкость, которая подходит под нужный стандарт.
Добавить комментарий: