История, с которой столкнулся наш читатель, это классический пример того, к каким последствиям может привести длительный простой автомобиля. Слив масло после обкаточной замены, он обнаружил на дне поддона неприятный «коктейль» из абразивных частиц, похожих на песок и мелкую стружку.

Стружка от деталей двигателя на поддоне

Первая замена была сделана всего 200 км назад, но цель — промыть систему — не была достигнута. Вдобавок ко всему, двигатель издавал тревожное постукивание, что заставило владельца задуматься о применении более вязкого масла 5W-30 вместо рекомендованного 5W-20.

В этой статье мы детально разберем, что представляют собой эти отложения, какова настоящая причина стука и какие шаги необходимо предпринять для спасения мотора.

Предыстория проблемы: что скрывал мотор

Двигатель, долгое время простаивавший без работы, а это бомба замедленного действия. Масло стекает в поддон, подвергается воздействию кислорода и постепенно окисляется, образуя лако-смолистые отложения и шлам. Эти вещества намертво прикипают к внутренним поверхностям двигателя. После запуска мотора кусочки этих отложений откалываются и начинают циркулировать вместе с маслом, создавая абразивный эффект и забивая масляные каналы. Именно эту взвесь, смешанную с продуктами естественного износа, автовладелец и увидел в поддоне. И его действия с первой заменой масла через 200 км были абсолютно верными. Это классический метод «щадящей промывки» для машин с пробегом или после простоя.

Однако обнаруженные частицы доказывают, что одной замены оказалось недостаточно, и процесс очистки необходимо продолжить.

Песок или стружка: проводим экспертизу

Первым делом необходимо определить природу обнаруженных частиц. От этого зависит дальнейший план действий.

Металлическая стружка: Это признак активного механического износа пар трения. Источником может быть цепь ГРМ, успокоители цепи, подшипники коленвала или распредвала. Такая стружка представляет наибольшую опасность.

Проведите простой тест: поднесите к частицам магнит. Если они магнитятся, то это железо/сталь (коленвал, распредвалы). Если нет, то это алюминиевые сплавы, они же вкладыши. Наличие металлической стружки часто сопровождается стуком, который является прямым следствием этого износа .

·Абразивные частицы («песок»): Вопреки распространенному мнению, это редко бывает настоящий уличный песок.

Чаще всего это: 

· Продукты старения масла (шлам): Окислившееся масло превращается в твердый налет, частицы которого откалываются и циркулируют в системе . 

· Грязь из системы вентиляции картера (сапуна): Если воздушный фильтр неисправен или шланг сапуна поврежден, в двигатель может засасываться пыль, которая в масле превращается в абразивную пасту .

· Небрежность при обслуживании: В редких случаях песок может попасть через маслозаливную горловину, если перед заливкой масла не очистить ее крышку от грязи .

Таблица 1: Определение природы загрязнений и их опасность

Тип загрязнения Возможный источник Степень опасности Рекомендуемые действия
Металлическая стружка Активный износ цепей, вкладышей, шестерен  🔴 КРИТИЧЕСКАЯ Немедленная диагностика    , возможен капремонт  
Шлам (продукты старения масла) Длительный простой, перегревы, старое масло 🟡 СРЕДНЯЯ Агрессивная промывка и многократная замена масла
Песок/пыль Система вентиляции картера, небрежное обслуживание  🟠 ВЫСОКАЯ Промывка системы, проверка воздушного тракта

 

Стук в двигателе: виноваты ли толщина масла и загрязнения?

Автовладелец хотел перейти на более вязкое масло 5W-30, чтобы устранить постукивание. Давайте разберемся, правильное ли это решение.

Прямая связь: Загрязнения в масле («песок» и стружка) напрямую связаны со стуком. Абразивные частицы могут забивать тонкие масляные каналы, ведущие к гидрокомпенсаторам. Это препятствует их нормальной работе и наполнению, что и приводит к характерному стуку в верхней части головки блока цилиндров.

Опасность перехода на 5W-30: Более вязкое масло — палка о двух концах.

· Временная маскировка: Густое масло может создать более высокое давление в системе и временно «подпереть» изношенный гидрокомпенсатор, из-за чего стук исчезнет на несколько сотен километров.

· Риск масляного голодания: Современные двигатели, рассчитанные на 5W-20, имеют тонкие масляные каналы. Более вязкое масло хуже прокачивается, особенно на холодную, что может привести к масляному голоданию и ускоренному износу в критически важных узлах вплоть до проворота вкладышей .

Экспертное мнение от Moly-shop.ru: Для двигателя, пережившего длительный простой, мы категорически не рекомендуем самовольно менять вязкость масла. Вместо этого следует использовать качественную синтетику рекомендованного класса вязкости (5W-20) с усиленным пакетом моющих присадок. Такое масло поможет мягко и безопасно удалить остатки шлама, не нарушая работу масляной системы. После качественной промывки и нескольких циклов замены стук гидрокомпенсаторов может полностью исчезнуть, так как будут прочищены их каналы. Так же можно залить специальную добавку стоп шум гидрокомпенсаторов Hydro Stossel Additiv

План спасения двигателя: пошаговая инструкция

На основе вашего случая мы разработали пошаговый план действий.

Визуальная диагностика и оценка состояния. Прежде чем заливать новое масло, снимите клапанную крышку (если это позволяет конструкция авто). Это даст визуальный доступ к распредвалам и внутренним полостям ГБЦ. Оцените количество шлама. Если отложения обильны, механическая чистка будет эффективнее химической.

2. Агрессивная промывка двигателя. Поскольку одна короткая промывка не дала результата, необходим более серьезный подход.

· Вариант А (щадящий): Использование профессиональной промывки «длинного действия». Заливается в старое масло, и на нем осуществляется пробег 200-300 км. За это время активные компоненты мягко растворяют отложения.

· Вариант Б (для сложных случаев): Использование промывочного масла. Старое масло сливается, заливается специальное промывочное масло, двигатель работает 10-20 минут на холостых оборотах, после чего промывочное масло сливается, и процедура повторяется.

3. Многократная замена масла и фильтра. После любой интенсивной промывки необходимо немедленно сменить масло и фильтр. Для закрепления результата рекомендуется «прогнать» двигатель на дешевом минеральном масле в течение 500-1000 км, после чего снова произвести замену вместе с фильтром . Это позволит вывести остатки взвеси. Только после этого можно заливать дорогое качественное масло.

4. Чистка масляной системы и установка дополнительного маслоуловителя. Если стружка и шлам были в большом количестве, есть смысл снять масляный поддон и вручную очистить его и маслоприемник от грязи. Для защиты на будущее рассмотрите установку дополнительного маслоуловителя, который будет эффективно отделять пары масла из системы вентиляции картера, не давая им превращаться в шлам и попадать обратно во впуск.

Обнаружение посторонних частиц в масле, это всегда тревожный сигнал, но не приговор для двигателя. В вашем случае, наиболее вероятно, что мотор пострадал от последствий простоя, а не от критического механического износа.

Итоговый список рекомендаций от Moly-shop: 

· Не меняйте вязкость масла! Вернитесь к рекомендованному производителем маслу 5W-20 с хорошими моющими свойствами.

· Проведите цикл агрессивной промывки с последующей заменой масла и фильтра.

· Сделайте контрольную замену через 500-1000 км пробега.

· После очистки дайте двигателю время.

Стук гидрокомпенсаторов может пройти сам по себе после восстановления чистоты масляных каналов.

· Если стук не исчез после всех процедур, то готовьтесь к диагностике и замене гидрокомпенсаторов. Помните, что регулярная замена качественного масла и фильтра это лучшая страховка от подобных проблем. Двигатель, переживший длительный простой, требует к себе повышенного внимания и терпения, но при грамотном подходу его жизнь можно продлить на долгие километры.

Статьи по теме: 

Защита турбины GAC GS8 2.0T: Выбираем зимнее масло

Вязкость моторного масла: мифы, реальность и рекомендации для автовладельцев

Владелец Toyota Tundra восстановил компрессию и давление масла

Как сократить расход топлива на 12 %, у внедорожника Ford

Nissan X-Trail против пробок и шлама