Ремонт стартера - советы новичкам
Не секрет, что стартер чаще всего выходит из строя в зимнее время, поскольку при низких температурах нагрузка на него значительно возрастает по следующим основным причинам:
* происходит падение пускового тока аккумулятора;
* загустевает масло в двигателе и смазка в редукторном механизме стартера (если он оснащен таковым);
* увеличивается время запуска холодного двигателя;
* образуется конденсат во втягивающем реле и корпусе стартера.
О том, сколько хлопот может причинить «капризничающий» стартер, в полной мере способны судить разве что видавшие виды водители-ветераны, которым не раз доводилось запускать двигатель при помощи «кривого стартера», как иронично именуют в народе изогнутую заводную ручку. Да и то лишь в тех случаях, когда речь идёт об автомобилях старых образцов. В моделях же относительно новых ручной запуск двигателя и вовсе не предусмотрен.
Так что, если стартер вышел из строя во время поездки, что обычно и случается, у водителя остаётся одна возможность: буксир или эвакуатор до гаража или ближайшей СТО.
Однако ремонт стартера в специализированной мастерской, даже когда не требуется использовать для диагностики неисправностей сложное лабораторное оборудование – удовольствие не из дешёвых.
Поэтому большинство водителей, включая даже и новичков, которые имеют некоторые слесарные навыки, вполне способно осуществить ремонт данного узла самостоятельно, в условиях собственного гаража. Конечно, это потребует времени, а чаще всего – и долготерпения. Однако и позитивные результаты в виде экономии денег, а главное – чувства гордости за свои способности – не заставят себя ждать.
Частые неисправности стартера
Наиболее частыми неисправностями стартера являются перекос ротора-якоря (стартер при запуске как бы «подклинивает», якорь проворачивается медленно и тяжело, с большой нагрузкой).
Или, наоборот, слишком быстрое, «бешеное» вращение якоря после срабатывания тягового реле, причём коленвал двигателя при этом не проворачивается. В первом случае налицо симптомы износа и выхода из строя бронзографитовых втулок, используемых в стартерах в качестве подшипников скольжения, и, как следствие, перекос вала ротора при запуске.
Во втором – можно не сомневаться, что «приказал долго жить» бендикс – привод стартера с ведущей шестерней, входящей в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Для замены как втулок скольжения, так и бендикса не обойтись без снятия и разборки стартера.
А так как процесс этот довольно трудоёмок, то в профилактических целях рекомендуется заодно произвести визуальную ревизию, мелкий ремонт, а при необходимости и замену всех изношенных деталей.
Разборка и чистка стартера после снятия
Снятый с автомобиля стартер, прежде всего, следует очистить от наружных загрязнений металлической щёткой и смоченной в бензине либо растворителе тряпкой, а при наличии компрессора – продуть струёй воздуха.
Следующая операция – отсоединение и разборка тягового (втягивающего) реле. Это надо сделать обязательно, поскольку контакты имеют тенденцию пригорать, а слой нагара служит естественной изоляцией и затрудняет запуск.
Медные контакты контактной группы, как неподвижные, так и подвижную контактную пластину («пятак») необходимо до блеска зачистить и отшлифовать мелкозернистой наждачной шкуркой, или воспользуйтесь средством для электропроводки, это будет надеднее и практичнее.
В случае сильного пригорания и выемок в металлической поверхности неподвижные контакты разворачивают на 180 градусов, а «пятак» – на обратную сторону.
После отсоединения передней крышки стартера необходимо извлечь ротор и снять рычаг, осуществляющий поступательное движение привода стартера, а также и сам привод (бендикс).
Очень важно при этом заметить, какое положение занимает рычаг в собранном виде, чтобы при сборке установить его правильно.
После демонтажа якоря от корпуса статора отсоединяют заднюю крышку стартера и проверяют состояние графитовых контактов-«щёток» в щёткодержателе. При необходимости изношенные «щетки» следует заменить новыми.
Важной и ответственной операцией является замена изношенных втулок скольжения, которые изготавливаются из бронзы с включениями графита и
запрессовываются в переднюю, заднюю, а иногда и в промежуточную среднюю крышку.
При покупке втулок на авторынке неопытные автомеханики нередко становятся жертвами кустарей, которые используют для изготовления втулок вместо графитовой бронзы латунь.
Такие втулки очень быстро изнашиваются и служат недолго. Заводские бронзографитовые втулки легко отличить по характерному «грязноватому» тёмному оттенку.
К тому же, если мазнуть такой втулкой по тыльной стороне ладони или листку бумаги, она оставит за собой «карандашный» след. Надеть заводскую втулку на вал якоря непросто: это становится возможным лишь тогда, когда после запрессовки в крышку отверстие втулки расширяют до необходимых размеров при помощи специальной развёртки.
В случае, если привод стартера (бендикс) в общем исправен и заменять его нет необходимости, зубья приводной шестерни необходимо зачистить, а затем тщательно отшлифовать.
В заключение остаётся напомнить, что при разборке стартера, дабы не ошибиться при сборке, надо следовать общему «золотому правилу механики», а именно: все демонтируемые детали, в том числе винты, гайки, шайбы, стопорные кольца и прочую «мелочевку» раскладывать по порядку, в строгой последовательности.
Добавить комментарий: