Наличие любого несвойственного запаха у моторного масла заставляет задуматься о неисправности системы смазки, а в худшем случае поломке главного блока цилиндров. Резкий запах топлива говорит лишь об одном: двигатель работает неправильно.

Но не стоит судорожно набирать номер автосервиса. Такую проблему можно решить самим, но только на ранней стадии. Итак, что делать, если отработанное масло пахнет бензином?

Explorer FORD

Проблема появилась у владельцев годовалого Форд Эксплорер 2,0.

На протяжении всего периода эксплуатации на автомобиле использовались хорошие качественные масла Motul Specific 229.52 5W30 и оригинал для Форд, но не в них дело, как оказалось. 

У обоих автомобилей одна проблема – масло отдает резким запахом бензина. По словам водителей, запах появлялся уже не первый раз и наблюдался только при резких перепадах рабочих температур, на дальних поездках.

Они уверены, что проблема несерьёзная и машину можно эксплуатировать при тех же условиях, без риска получить декомпрессию и потерю мощности.

Однако, это приводит к необратимым последствиям в виде залегания колец, просадки сальников, всяческим течам и потере давления.

Проблему можно решить применением специальных препаратов типа Ventil Sauber, Oil Additive.

Liqui Moly Ventil Sauber — Очиститель клапанов

Такие препараты содержат индикаторы утечек, которые смешиваются с компонентами воды или инородной жидкости и красят ее. По этой причине имеют ограниченную применимость на высокозольных маслах, так как сера, входящая в состав нейтрализует любую индикацию в виде фенолфталеина или альдегидных смол.

При пробеге свыше 150000 км такие препараты образуют своеобразный защитный ареал, который нейтрализует образование кислотных смол и оксидов фосфора. Эти соединения разрушают поверхности шатунов и цилиндров и агрессивно взаимодействуют с примесями меди, платины и серебра.

Состав топливных или масляных добавок, таких как Молиген Протект или суспензия оксида молибдена, создают искусственную пленку и препятствуют попаданию топлива в смесь.

Liquimoly Molygen Motor Protect

Причины появления бензина в масле

Причиной попадания бензина в систему смазки, в главную очередь, связано с малым давлением в топливной системе. От этого топливо всеми силами пытается попасть в зоны более высокого давления, убирая со своего пути сальники и прокладки.

Вторая причина – попадание небольших доз бензина при рабочем ходе поршня. Само по себе это явление нормальное, но в случае, когда идет явный «передоз» смеси горючим, возникает риск образования задиров.

Иногда ситуация усугубляется низкосортным топливом. При нормальных условиях топливо в цилиндре не должно взрываться. У него имеется физическое свойство гореть, высвобождая много энергии. При резкой детонации пары отработавших газов под давлением отправляются не в выпускной клапан, а в зону форсунок. Клапан не успевает закрыться и с силой ударяет по узлам масляной системы. Именно так появляется бензин в масле.

Наличие горючего в масле открывает еще одну проблему: высокой вероятности возгорания смеси ГСМ. В рамках двигателя это не опасно, так рабочая температура узлов не позволяет ничему гореть.

Рабочая температура автомобиля внедорожника Форд около 110 градусов. При условии, что вода закипает при 100 градусов, любое масло не может гореть в соотношениях с другими жидкостями свыше 101 градуса (при условии нормальной влажности) .Такая погрешность связана со свойством масла менять вязкость в процессе работы.

Все знают, что при высоких температурах масло сжижается, а при низких, наоборот, густеет.

Следовательно, температура вспышки будет различная. Но везде она будет свыше 250 градусов. Хуже ситуация складывается в коллекторе, масляном поддоне и глушителе.

Там температура ниже рабочей, поэтому газ увеличивает плотность и вбирает влагу. Кроме того, само «остывание» топлива, даже в рамках пары градусов, активизирует процессы конденсации. А при резких перепадах давления эти суспензии забрасываются обратно в камеру сгорания.

Запах топлива прямо связан с понятием сверхмаловязких масел. В процессе работы сама смазка препятствует равномерному вращению шатуна. Поэтому задачей любого производителя ГСМ становится максимальное уменьшение вязкости. В науки такие масла получили понятие энергосберегающих.

Однако, вся проблема в том, что чем ближе масло по консистенции (а особенно по смазывающим свойствам) к топливу, тем выше вероятность, что аппаратура масляной и топливной системы попросту не сможет отличить масло от топлива. Здесь возникает третья проблема правопреемственности бензина и смазочного материала. Получается, там, где происходит явная экономия, страдает техническое оснащение любой из двух систем.

В заключении скажу, что резкий запах бензина имеет относительный характер. В некоторых случаях это явление нормальное, ведь никто не отменял погрешности попадания бензина в смазочный материал. В некоторых рекомендациях прописана погрешность попадания горючего в масла в соотношении 0.1 мл на 100 л масла. Но когда этот показатель после диагностики больше единицы, задумайтесь, все ли с вашем двигателем хорошо.