Эта статья поможет разобраться в значениях трансмиссионного масла, и защитит коробку передач от коррозии. 

Почему исчез стандарт GL-1. Современные агрегаты не требуют таких жидкостей, так как этот стандарт не содержит модификаторов трения и противозадирных присадок. То есть детали уровня GL-1 это такие агрегаты, которые работают при минимальных нагрузках и не требуют антифрикционных агентов. Встретить такие в современном мире невозможно, так как они зачастую вообще не используют смазочные материалы.

Масло Ликви Моли для трансмиссии

Стоит понимать,чем больше вторая цифра, тем жёстче смазочный материал подвержен износу. Если мы возьмём современный стандарт GL-4, то противозадирные присадки в ней содержатся в соотношении 4%. В тот же GL-5 добавляется до 6%.

Это связано с тем, что противозадирные присадки содержат хлор и серу. Иногда в состав этого пакета подмешивают фосфор, но в редком исключении, так как он понижает коэффициент трения. Эти два элемента очень негативно влияют на цветные металлы, из которых выполнен синхронизаторы.

Если мы будем использовать масло с повышенным содержанием серы и хлора в коробке с GL-4, то синхронизаторы выйдут из строя: они начинают коррозировать и быстро покрываться очаговой ржавчиной.

Ржавая МКПП

Логично задать вопрос: "Как тогда появляются масла GL-4+.

Во-первых, подбираются определённые составы для определённого типа КПП. Вместе с тем подбирается уникальный набор противозадирных присадок, которые не так агрессивны к цветным металлам. Собственно поэтому, противозадирные свойства у масел GL-4+ выше. Логично предположить, что чем-то приходится жертвовать. Отсюда вытекает вопрос: почему же в азиатские коробки рекомендуют именно эту спецификацию.

Синхронизирующие свойства у этого масла меньше, а коэффициент трения выше. Соответственно и плавность переключения передач лучше. Если в коробку с требованием GL-4 залить GL-4+, что комфортом переключения придётся пожертвовать. Кстати, по этой причины в азиатском спектре коробок допускаю использование только GL-4+

Универсальные масла GL-4 и GL-5 - это стандартные масла для мостов, в которых присутствует больше антикоррозионных агентов, которые не дают разрушать цветные металлы. Таким образом получаются масла GL-4+.

Стандарт MT-1 - это масло предназначенное для использования в несинхронизированных коробках грузовиков и автобусов. Сейчас это требование почти не встретить, поэтому долго на нём останавливаться не станем.

Что залить в мосты и в коробку с самоблокирующимся дифференциалом

Если обратите внимание, то все азиатские производители базируют свои требования на стандартах API. А вот европейские автопроизводители строят свои допуска не так просто. Здесь используются специальные жидкости.

Например, для БМВ есть продукты для заднего моста и самого дифференциала. Для самоблокирующихся дифференциалов специально разработаны специальные масла совместно с Castrol и BMW. Есть специальные масла для Ford, Jaguar и Land Rover. Для Рено и Пежо остаются свои требования, которые основаны на отраслевых стандартах GL-4 и GL-5.

Применимость в узлах трансмиссии напрямую зависит от вязкостных характеристик. В мосту это GL-4, а в раздаточной коробке GL-5. Есть специальные масла для Volvo.

Liqui Moly 75W90 (GL-5)

Какие последствия от применения GL-4 в GL-4+ и наоборот

Последствия простые и логичные. Если коробка с интегрированным сцеплением и в допусках прописано масло GL-4+, то узел будет подвергаться повышенному износу, так как противозадирные присадки в GL-4 собраны в меньшем количестве, чем в масле GL-4+. Если автомобиль эксплуатируется в обычных условиях, то износ будет постепенно нарастать и станет более интенсивным. Сюда входит выкрашивание металла и вырывание его кусочков. Ничего хорошего от этого не будет. Если стиль вождения более агрессивный или поездка выполняется с прицепом (перегруз), то ресурс коробки будет непродолжительным.

Тесты и испытания

Стоит понимать, что стандарты не присваиваются просто так. Есть разные стенды: испытание подшипников, стенд с гипоидными передачами, витрина с интегрированным сцеплением. Все результаты испытаний фиксируются компьютером, например вырывание зуба шестерни или потери веса детали.

Есть такая неприятность, как Питтинг - язвенный вид износа. Смысл в том, что в любых видах износа разрушается деталь, а именно зубья шестерён. Этот вид износа может служить примером того, что будет если использовать масло другой спецификации. Как следствие - запущенность процесса питтинга может привести к обламыванию зуба и выходу из строя КПП.

Тесты на пенообразующие свойства. Метод заключается в смешивании различных жидкостей между собой, например смазки с водой. Есть тесты на совместимость с синхронизаторами: в масляную ванну заливается масло, а внутри вращают синхронизаторы. Потом оцениваются внешние изменения деталей, сколько пятен коррозии. Это сложно испытание, которые позволяет проверять масло на любых коробках. По этой причине масла имеют специального допуска автопроизводителя, так как коробок много и каждая обладает своими эксплуатационными особенностями. Для каждого материала проводится один из тестов на совместимость с материалами того или иного агрегата.