Обнаружить в своем двигателе мощный слой нагара, зрелище не для слабонервных. Эта проблема знакома многим автовладельцам, особенно тем, кто долго игнорировал регулярное обслуживание или использовал некачественные расходные материалы. Такой "запущенный" мотор демонстрирует целый букет симптомов: повышенный расход масла, затрудненный пуск, потеря мощности, сизый дым из выхлопной трубы. Когда механизм показывает вам всю "накопленную мощь" отложений, главное не паниковать и подобрать наиболее эффективную стратегию очистки. В этой статье мы рассмотрим все известные способы борьбы с нагаром: от щадящих до радикальных, с реальными отзывами автовладельцев и мнениями экспертов.

Что такое нагар и почему он опасен для двигателя

Нагар это углеродистые отложения, которые образуются в результате неполного сгорания топлива и масла. По сути, это термически неразложившиеся остатки, которые оседают на стенках камеры сгорания, поршнях, клапанах и других деталях двигателя .

Основные причины образования чрезмерного нагара: 

· Низкокачественное топливо с большим количеством примесей (сера, свинец и другие) при сгорании образует смолистые отложения, которые оседают на деталях .

· Некорректная работа системы подачи масла, а именно изношенные сальники клапанов, поршневые кольца и другие компоненты с недостаточной герметичностью пропускают масло в камеру сгорания, где оно пригорает . 

· Особенности конструкции двигателя, те самые моторы с непосредственным впрыском топлива (GDI) более подвержены образованию нагара на впускных клапанах, поскольку через них проходит только воздух, без очищающего эффекта топливной смеси . 

· Режим эксплуатации, где постоянная езда на низких скоростях в городском цикле не позволяет двигателю достигать оптимального температурного режима, при котором часть отложений могла бы выгорать естественным образом . 

· Несвоевременная замена масла, из-за чего состарившееся масло теряет свои моющие свойства и начинает образовывать целый пласт отложений. Опасность сильного нагара заключается в серьезных последствиях для двигателя: снижение компрессии, затрудненный пуск, потеря мощности (иногда до 40%), перегрев, калильное зажигание, ускоренный износ деталей и, в конечном счете, капитальный ремонт. 

Нагар сильный в двигателе

Диагностика: определяем степень запущенности мотора

Прежде чем выбрать метод очистки, важно оценить масштаб "бедствия". Сделать это можно по нескольким признакам:

· Повышенный расход масла и топлива без видимых утечек

· Затрудненный "холодный" запуск, нестабильная работа на холостых оборотах

· Потеря мощности, особенно заметная при разгоне и движении в гору

· Дымность выхлопа — черный или сизый дым с запахом гари

· Детонация и перегрев мотора при высоких оборотах

Визуальная диагностика через свечные колодцы может дать ценную информацию о состоянии цилиндров. Современные эндоскопы, подключаемые к смартфону, позволяют без разборки мотора оценить количество нагара на поршнях и клапанах.

В нашем случае, и без эндоскопов картина ясна невооруженным взглядом. Здесь машина испытывала трудности при запуске, сильно теряла в мощности, а мотор издавал различные стуки и скрежеты. После снятия крышки блока, был очевидный углерод, причем запущенный. 

Цвет нагара на свечах зажигания также является важным диагностическим признаком:

· Черный "бархатный" нагар указывает на переобогащенную топливную смесь или неполное сгорание

· Белый или светло-серый налет свидетельствует о переобедненной смеси или перегреве

· Красноватый оттенок появляется от использования бензина с железосодержащими присадками

· Маслянистые отложения говорят о проникновении масла в камеру сгорания

Методы очистки без разборки двигателя

Для случаев, когда нагар значительный, но до капитального ремонта еще далеко, существуют методы очистки без разборки двигателя.

1. Агрессивная промывка дизельным топливом. Суть метода: заливка дизельного топлива в двигатель вместо масла на продолжительное время (от нескольких часов до нескольких дней). Дизель обладает сильными растворительными свойствами и эффективно размягчает даже застарелые отложения. для начала нужно слить старое моторное масло, затем залить дизельное топливо до верхней отметки щупа. Оставить на 24-48 часов для воздействия (некоторые автовладельцы рекомендуют периодически вручную проворачивать коленвал). Затем слить дизельное топливо, и залить дешевое промывочное масло, дать поработать на холостых 10-15 минут. Слить промывочное масло, заменить фильтр. Залить качественное моторное масло с высокими моющими свойствами типа молиген, или ПАО синтетики. 

Мнение эксперта: Специалисты отмечают, что этот метод хорошо зарекомендовал себя для запущенного промышленного и сельскохозяйственного оборудования. Однако существует риск, что крупные фрагменты отложений могут забить маслоприемник, что приведет к масляному голоданию. Поэтому метод требует осторожности и последующей тщательной промывки.

2. Многоэтапная промывка с использованием промывочных масел и присадок

Суть метода, это последовательное использование нескольких средств с увеличением моющей способности. Этот способ более щадящий, чем заливка дизеля, но требует больше времени и финансовых затрат. Для начала нужно добавить качественную раскоксовку за 200-300 км до плановой замены масла. Затем слить отработанное масло, залить специальное промывочное масло, или можно использовать полусинтетику 10w40 типа такого Лукойла. Эксплуатировать автомобиль 200-300 км на промывочном масле, затем лить промывочное масло, заменить фильтр Залить недорогое минеральное масло, добавить моющую присадку. Проехать 1000-1500 км, после чего слить и заменить фильтр. После чего уже залить высококачественное ПАО-синтетическое масло с усиленными моющими свойствами Преимущество такого подхода это постепенное растворение отложений без риска засорения масляных каналов крупными частицами.

nagar-7.jpg В этой статье мы подробно рассказали о данном методе. Есть наглядная картинка как меняется закоксованный мотор после комплекса промывки. Борьба с черным шламом: личный опыт спасения двигателя с помощью Liqui Moly

3. Использование профессиональной автохимии

Современный рынок предлагает специализированные средства для удаления сложных отложений: · Раскоксовки как агрессивные составы, которые заливаются через свечные колодцы непосредственно в цилиндры. Средство оставляется на несколько часов (до суток) для размягчения нагара, после чего двигатель прокручивается без свечей, и размягченные отложения выбрасываются через выхлопную систему .

· Промывочные масла, они же инертные составы, которые эффективно справляются с умеренными загрязнениями, но могут не справиться с сильно закоксованным двигателем .

· Специализированные очистители, например, линейка средств "ПРОФИС", LAVR и другие, которые эффективно удаляют масложировые отложения, нагар, мазут без вредных паров и едкого запаха. Лавр, очень удобен в применении, так как это пенный растворитель. он не вытекает, и к тому же заполняет все необходимые полости, и эффективно удаляет застарелые углеродистые отложения. 

Реальные отзывы и предостережения владельцев

Опыт реальных автовладельцев показывает, что даже некоторые бренды автохимии могут давать непредсказуемые результаты. Печальный опыт с промывкой: Один из автовладельцев BMW поделился историей, как после использования агрессивной добавки столкнулся с серьезными проблемами. Большая часть шлама не вышла с старым маслом, а осталась в двигателе, забив гидрокомпенсаторы и каналы. Пришлось разбирать двигатель и вручную чистить загрязнения. Поэтому нужно использовать настоящие щадящие промывки, типа Liqui Moly Oil Schlamm Spulung.

Такие добавки максимально аккуратно выводят, слой за слоем, отложения углерода и прочего кокса. Они не вредят и могут использоваться в частном порядке без наблюдения профессионалов. 

Успешный опыт чистки поршней подручными средствами: Другой автовладелец экспериментировала с очисткой поршней от нагара. Из доступных средств лучший результат показала смесь лимонной кислоты, соды и уксуса. После суток в этом растворе нагар легко отделился от металла без механического воздействия.

Специалисты с авто форумов советуют для механической очистки уже снятых деталей использовать различные методы:

· Кипячение в растворе стирального порошка с добавлением растворителя

· Обработка средством для чистки духовок "Шуманит"

· Замачивание в нашатырном спирте (4 часа для сильного нагара)

· Использование димексида, аптечного средства, которое эффективно растворяет отложения. 

Когда же щадящие методы не помогают, приходится прибегать к более радикальным решениям:

1. Ультразвуковая чистка, она эффективна для снятых деталей (головки блока, клапанов). Деталь помещается в ванну со специальной жидкостью, где ультразвуковые волны разрушают отложения. 

2. Гидрогенизация двигателя, это профессиональная методика, при которой в двигатель подается газовая смесь, повышающая температуру выхлопных газов. Под ее воздействием отложения преобразуются в газообразные вещества и выводятся через выхлопную систему . 

3. Ручная механическая чистка это самый эффективный, но и самый трудоемкий способ, требующий полной разборки двигателя. Применяется при капитальном ремонте, когда другие методы уже не помогают.

Профилактика образования нагара

Чтобы не доводить двигатель до критического состояния, важно соблюдать простые правила профилактики: Регулярно менять масло с сокращением межсервисных интервалов при городской эксплуатации. Использовать качественное топливо проверенных АЗС. Периодически давать двигателю нагрузку, например при движении по трассе на высоких оборотах способствует самоочистке камеры сгорания. Применять профилактические очистители каждые 5-10 тыс. км пробега. Своевременно устранять неисправности, например, изношенные маслосъемные колпачки, залегшие кольца и другие проблемы системы смазки.

Тогда двигатель будет выглядеть так, как на картинке, даже после пробега 180000 км. 

Сильный нагар в двигателе это далеко не приговор, а повод для грамотных и последовательных действий. Универсального решения для всех случаев не существует, поэтому выбирать метод очистки нужно исходя из конкретной ситуации:

· Для умеренных отложений подойдет многоэтапная промывка с использованием промывочных масел и присадок

· Для запущенных случаев можно рассмотреть метод с дизельным топливом, но с обязательной последующей тщательной промывкой

· При наличии больших залежей нагара более безопасным вариантом может быть частичная разборка двигателя и механическая чистка

· Для профилактики используйте качественные масла и не забывайте о регулярном обслуживании

Самое важное это подходить к процессу очистки осознанно, понимая возможные риски каждого метода. Если вы не уверены в своих силах, то доверьте работу профессионалам, которые имеют опыт восстановления "запущенных" двигателей и необходимое оборудование для качественной очистки без вреда для мотора.