Мотоциклетные масла : базовая основа. Гидрокрекинговые и синтетические в чем разница и что лучше применять
Базовые классовые масла по API. Производство и классификация смазочный материалов.
Мотоциклетные масла построены на большем перечне баз, чем автомобильные.
Помимо минеральных, которые привычны в нашем автомобильном мире, крекинговых и синтетических ПАО, группа мотоциклетных масел характерна тем, что используется большее количество масел пятой группы.
Они могут использоваться как в чистом виде, так и в виде добавок к полиальфаолифинам, либо крекинговым маслам для улучшения эксплуатационных свойств.
Кроме того, двухтактные масла также идут на чисто синтетических базах на основе полиизобутеленов, но о них поговорим, когда будем говорить о двухтактных двигателях.
Группы масел по API особенности
В любом случае в рецептурах, особенно в синтетических маслах, базовые масла, хотя бы в качестве присадок, присутствуют куда чаще и в тоже время можно, зачастую, увидеть на чистых базах пятой группы, особенно на двухтактной технике.
Поэтому, все то, что касается базовых масел по API, особенности и их недостатков, то первая группа, это грубая очистка. На данный момент в мото технике такая очистка встречается достаточно редко.
Связано это с тем, что это не столько, автомобильная проблема с содержанием серы, сколько с низким содержанием углеводородов. Мотоциклетные двигатели термически сильнее нагружают масло, и в этом случае высокий процент углеводородов становится причиной окисления масла, причиной формирования отложений.
Поэтому первая группа - именно минеральная; она применяется реже, чем та же самая вторая, где используются те же самые минеральные масла, но предельных углеводородов там уже свыше - 90%: то есть у них выше термостойкость, а также стойкость к окислению.
Кстати, в определенных случаях для некоторых типов мотоциклов, как раз минеральное масло повышенной стойкости – более сезонное – это то, что требует почти каждый производитель мото техники.
Особенности гидрокрекинга в мото
Крекинговые мотомасла у большинства производителей это - синтетика, только они маркируются как синтетические и продаются, реализуются также.
Но если говорить о немецком производителе, то, также как и в автомобильной отрасли, крекинговые масла по немецкому законодательству назвать чистой синтетикой нельзя, их можно назвать «синт технологией» или НС синтезом, но не в коем случае чистой синтетикой.
Под чистой синтетикой в немецком понимании будут масла только 4 или 5 группы, либо их смеси.
ПАО синтетика для мото
Четвертая группа – полиальфаолифины, одна из термически и химически стойких баз, но имеющая также свои особенности: состоит без хорошего пакета присадок, но обладает достаточно умеренной гибкостью к поверхности, поэтому требует достаточно сложного, серьезного пакета присадок. Именно поэтому эти сорта синтетики дорогие.
Эстеры для четырехтактных мотоциклов особенности
Для четырехтактных, чаще используются сложные эфиры под названием Эстеры. У них одна особенность: если речь идет о спортивных маслах для гражданской эксплуатации, то вы столкнетесь с гидроскопичностью.
Поэтому рекомендуется применять эти масла в смеси с полиальфаолифинами.
Что такое крекинг понятным языком - методы производства
Есть несколько технологий производства базовых масел.
Первый метод – мы отгоняем от нефти достаточно узкую и нужную фракцию минерального масла, после чего при помощи специальных растворителей убираем ненужные нам фракции элементы и примеси, получая минеральное базовое масло.
Второй исторический процесс – это процесс производства полиальфаолефинов. Из нефти отгоняется первичный бензин, самый дорогая топливная фракция, причем не крекинговый, а прямой очистки. Эта фракция дешевой не будет.
Вот этот вот бензин приходит в специальную колонну и подвергается крекингу – дроблению молекул до этилена. В условиях колонного крекинга, этилен находится в сжиженном состоянии, и на специальной матрице- катализаторе собирается в молекулы полиальфаолифинов строго заданной формы, размера, соответственно мы получаем на выходе продукт со строго заданными характеристиками.
Третья группа самая молодая. Что к ней относиться? Масла получаемые из нефти без прямых процессов синтеза, но с очень глубоким химическим преобразованием молекул.
По сути дела, что используется в качестве сырья?
В качестве сырья используются тяжелые нефтяные фракции с длинными молекулами. Крекинг от слова Crack – измельчать. Соответственно эти длинные молекулы при помощи специальных матриц, расположенных в колоннах, в присутствии водородной среды, измельчаются строго до определенной длины.
В итоге мы получаем молекулы более однородного состава, чем в минеральных маслах, но всё – таки, более разнородного, чем в полиальфаолифинов, где мы синтезируем молекулы, которые являются клонами друг друга, поэтому здесь базовое масло вбирает в себя определенные плюсы и минусы двух своих ближайших родственников.
Крекинговая база обладает лучшей растворимостью присадок, но повторюсь, технология ее производства почти, как и у минерального, только мы измельчаем длинные и тяжелые молекулы до нужных размеров, закрываем открытые связи измельчением водорода.
Плюсы и минусы крекинга
Катализаторы затем выправят молекулу в нужную форму. Лучшая растворимость присадок, лучшая липкость к поверхности – это из плюсов. Из минусов – плохие низкотемпературные свойства. Более слабая термическая стойкость, т.е. более подверженная реакциями с различными загрязнениями, особенно агрессивными.
Достаточно популярная группа. Кстати у нее есть один большой жирный плюс: из-за того, что эти масла получают из достаточно дешевого сырья, но покрываются достаточно дорогостоящим процессом производства эти масла не сильно дороже минералки второй группы.
А вот по своим свойствам они уже тянутся к четвертой – чистой синтетике.
Поэтому в последнее время это одна из самых популярных баз, независимо от того какой этот материал: автомобильный или мотоциклетный, лодочный и т.д. Вот такой вот экскурс по производству.
Добавить комментарий: