Смазки консистентные обзор
Про эти продукты не пишут уже несколько лет, несмотря на то, что особых новинок нет. Но это не значит, что про них нужно забыть. Они востребованы и по ним очень часто возникают вопросы.
Что это такое?
Это то же самое масло, но за исключением того, что оно содержится внутри специального загустителя. Она необходима для тех узлов, где необходимо удержать обычное масло внутри узла. Это подшипники, узлы открытых передач, шестерни. В этих узлах нет возможности работать детали внутри масляной ванны. Поэтому там, где невозможно обеспечить жидкую смазку, применяют консиснент. По сути это загущенное масло.
Если объяснять на бытовом уровне, то это больше всего напоминает обычную поролоновую губку, пропитанную маслом. Кстати, в своё время, в некоторых механических деталях 70, 80-х годов эти смазки считались редкими. Вместо них брали тряпку и пропитывали ее масло, отчего механизмы работали нормально. Минус такого способа - нужно постоянно добавлять смазочный материал. Хотя на самом деле смазки, как смазочный материал, появились на заре использования техники.
Что кроется за термином консистентная?
Жидкость густая. Их еще называют пластичными. Поэтому там, где нет возможности обеспечить нормальное снабжение узла маслом, называются консистентными смазками.
По сути дела мы решаем те же самые задачи, что и с обычным маслом, но только там, где этого не получалось. Так как при трении теряется много энергии, особенно в механических передачах, детали перегреваются и быстро изнашиваются, поэтому там нужно применять данные продукты.
Любая смазка состоит, как минимум, из двух частей: основного масла и загустителя.
С учетом того, что в качестве масла может применяться много смазочных материалов, ассортимент исходных продуктов очень широк. Если говорить о загустителях, то здесь особого однообразия нет.
Это бывают мыла металлов, гелеобразования, полимочевины, неорганические бентонитовые загустители. В зависимости от сочетания, на выходе мы можем получить различные свойства смазки.
Однако, одна будет обладать высокими низкотемпературными свойствами, другая лучшей водостойкостью, третья будет частично эмульгировать воду, но при этом частично сохранять работоспособность по защите узла.
Что будет если смешать автомобильные смазки
У такой обширной комбинаторики есть обратная сторона медали. Не все загустители и не все виды масел смешиваются друг с другом. Если попробовать смешать смазку на основе полимочевинного загустителя с литиевым мылом, то очень высока вероятность, что оба загустителя войдут в реакцию, свернутся и наполняющее их масло вытечет. Как следствие в узле трения мы получим некий сгусток химического загустителя - гуталина.
Такая смесь принесёт больше проблем, чем пользы. При смешивании есть одно важное правило:
Использовать смазку на основе того же самого типа масла и загустителя, который используется в узле.
Если у нас база на основе минерального масла и литиевого мыла, то желательно использовать такую же. Если у нас нет точных данных по тому, какой вид смазки заложен в узел, то есть другой выход. Если по параметрам смесь подходит в узел с нужным показателем водостойкости, то желательно полностью удалить остатки старой смазки, качественно промыть деталь, потом заложить новую, свежую смазку. В этом случае у нас не будет шлама от предыдущего смазочного материала и не будет риска попасть на химическую реакцию.
Какие присадки в смазке
Кроме этих двух элементов, в составе присутствуют присадки. Они серьёзно влияют на свойства масла. Во-первых, это специальные противозадирные присадки для защиты узла трения от высокого давления. Практически во всех маслах есть антикоррозионные присадки. Коррозия - проблема большинства металлических узлов и деталей. По сути дела без антикоррозионных присадок обходится только смазки для пар трения "пластик-пластик". Там не нужно защищать узел от коррозии, потому что у пластика собственная коррозионная устойчивость высокая.
Кроме того, в качестве присадок могут использоваться твёрдые смазочные материалы. Это может быть графит, дисульфид молибдена, тефлон, нитрит бора (микрокерамика).
Для чего они нужны?
Они формируют разделительный демпфирующий слой, который позволяет в случае динамической нагрузки распределить её по большей площади. Тем самым снижается контактное напряжение в узле, обеспечивается лучше демпфирование ударных нагрузок и так далее. Получается, что мы формируем не жидкий, а слоистый промежуточный слой между двумя металлическими поверхностями, которые предотвращают контакт "металл-металл". Это очень положительно сказывается на износостойкости. Но есть детали, которые не приветствуют такие смазки.
Это, например, игольчатые подшипники. Такие детали в присутствии твёрдых смазочных материалов появляется затрудненное вращение игл. Это происходит, потому что диаметр самих иголок маленький и для того, чтобы обеспечить полную их прокрутку нужно большое усилие. Здесь твердая смесь даже в виде маленьких частиц может помешать. Поэтому многие производители ШРУСов пишут в инструкциях, что не рекомендуется использовать продукт с твердыми включениями. На выходе мы получаем пластичную смазку, которая обладает своими характеристиками.
Добавить комментарий: