Как провести диагностику автоматической коробки передач

В данной статье мы рассмотрим основные неисправности в работе автоматической коробке пердач, и попробуем их убрать самостоятельно. 

Первое, что нужно знать, – это базовые принципы работы автоматической коробки и основные компоненты, из которых она состоит. Также необходимо выучить некоторые термины и определения.

Начнем с гидротрансформатора. Это гидромеханическое устройство, соединяющее двигатель с коробкой. Оно выполняет ту же функцию, что педаль сцепления на автомобилях с механикой. Когда скорость увеличивается, трансформатор вращается, увеличивая крутящий момент посредством турбинного механизма.

Первые названия автоматической коробки обыгрывали этот факт, используя в рекламе слово «jet», а именно реактивный, например, Turbojet, Jetaway и др.

Как выглядит uидротрансформатор в АКПП

Важно знать, что в гидротрансформаторе используется одностороннее, или роликовое, сцепление, что увеличивает мощность и эффективность. С замедлением трансформатора при снижении оборотов двигателя роликовое сцепление должно в определенной точке «схватить» или остановить его до тех пор, пока двигатель снова не приведет его в движение. Гидротрансформатор может свободно двигаться только в одном направлении, а при обратном он схватывается роликовым сцеплением.

Неисправность роликового сцепления не позволит автомобилю переходить на более низкую передачу или на задний ход. Если в коробке достаточно чистой жидкости, но передачи все-таки переключаются с трудом, стоит задуматься о возможной неисправности в гидротрансформаторе. Снимите его вместе с коробкой. Внутри него есть рейки и пазы. Одну отвертку загоните в паз, а второй попробуйте повернуть рейку. Она должна свободно прокручиваться в одном направлении и не двигаться при попытке повернуть в другом. Если это нет так, то трансформатор не вполне исправен.

Коробка передач не работает что делать

Если коробка передач не срабатывает вообще, то нужно обратить внимание на давление помпы. Хотя это и маловероятный отказ, так как помпа, как правило, высоконадежна, но для проверки нужно ослабить трубку охладительной системы и запустить двигатель. Большинство трубок охлаждения находится в радиаторе.

Этот тест не может считаться слишком точным, так как давление должно устанавливаться на манометре, но по звуку можно определить, что помпа выбрасывает жидкость под достаточно высоким давлением.

Перед проверкой оберните устройство тряпкой, чтобы жидкость не протекала. Если вы не наблюдаете сильного напора жидкости, значит, помпа не в порядке. Запустите двигатель всего на несколько секунд, чтобы коробка не потеряла всю жидкость, и проверьте фильтр на коробке, прежде чем сделаете заключение, что причина неисправности заключается в помпе. Правда, для этого нужно снять панель, но оно того стоит, так как причиной проблем с давлением может являться грязный или забитый фильтр.

Обратите внимание на то, что не все фильтры легко доступны. В редких случаях фильтр может находиться глубоко в коробке передач. Для точной информации сверьтесь с пользовательской инструкцией.

Еще одна распространенная проблема заключается в том, что коробка переключается с запозданием или туго. В этом случае гидротрансформатор и помпа ни при чем, так как давление обеспечивается. Очень велика вероятность, что залипли клапаны в клапанной коробке, а также сместился соленоид. В новых коробках передач переключение происходит через компьютер, который открывает и закрывает переключающие клапаны посредством электромагнитных импульсов.

В старых моделях использовалась клапанная коробка. В старых конструкциях определение момента переключения было основным фактором. Дроссельный клапан присоединялся к системе управления дроссельной заслонкой, чтобы информировать коробку передач о положении педали газа. Он был синхронизирован с двигателем через регулятор передачи. Чем больше скорость, тем больше давление на регулятор.

В некоторых совсем старых моделях вместо дроссельного клапана был выпускной клапан модулятора, который определял нагрузку по вакууму в двигателе. Показатели нагрузки были пропорциональны скорости, и момент переключения определял регулятор. С появлением компьютера все это ушло в прошлое. Электромагнитные клапаны задействуются и высвобождаются в зависимости от показателей компьютера о состоянии двигателя, и эти показатели определяют точку переключения.

Если переключение происходит беспорядочно, медленно или туго, при этом ваш автомобиль с впрыском топлива, то, вероятно, у вас есть и соленоиды переключения передачи. Клапаны соленоидов могут залипать. Неплохо привести коробку в порядок и залить кондиционер хорошего качества. Если это не решает проблемы, возможно, придется заменить соленоиды.

То же самое относится и к старым коробкам передач. Клапаны могут залипать в клапанной коробке, и это значит, что нужно сделать профилактику коробки передач и/или заменить клапанную коробку и регулятор. Еще нужно обратить внимание на приспособления, смягчающие переключение, а именно на пружинные демпферы. Если они неисправны, то, вероятнее всего, коробка будет щелкать при переключении передачи. Это будет быстрое порывистое переключение, а не жесткое или запоздалое.

Если вы чувствует, что передача начинает переключаться, но затем не срабатывает, то это плохо. Это означает, что пакет фрикционных дисков муфты сцепления и ремень сцепления сгорели, и отсюда следует ремонт. Внутри коробки передач есть несколько таких пакетов и ремней. Здесь также находится еще несколько односторонних роликов. Пакет состоит из поршней, которые давят на «пакет фрикционных дисков муфты», который управляет центральной шестерней, вспомогательной шестерней или коронной шестерней.

Набор вспомогательных шестерней – основа работы автоматической коробки. Чтобы разобраться наверняка, нужно убрать уровень или открыть крышку коробки, понюхать и изучить жидкость. Если она темная или обесцвеченная и пахнет горелым, то это плохой признак.

Последняя неисправность считается механической. Иногда могут быть неисправными передаточные ремни. Чтобы определить точно, нужно открыть панель и посмотреть, нет ли металлической стружки или частиц изоляционного материала. Изоляционный материал обычно бронзового цвета. Если вы обнаруживаете что-то подобное, то коробку пора ремонтировать.

Советы и предупреждения

* Иногда проблемы с переключением могут быть решены регулировкой кабеля клапана сцепления, если такой имеется. Соленоиды на самых новых двигателях легко заменяются. Доступ к ним осуществляется через переднюю панель. Следуйте указаниям в инструкции производителя. Своевременно делайте профилактику коробки. Это избавит вас от многих проблем. Также проверяйте систему охлаждения. Помните, что охлаждение коробки передач осуществляется радиатором. Нагревание очень быстро убивает коробку.
* Некоторые производители убрали индикаторы уровня, а у некоторых их трудно заменять. Уровень жидкости должен проверяться при рабочей температуре коробки. Все жидкости разные, и использование неправильной жидкости может полностью вывести из строя коробку. Следуйте инструкции производителя.