Зимний запуск автомобиля: уроки юности армейской

Запуск автомобиля зимой

Сильные морозы в зимнюю пору – подлинный бич для множества автолюбителей, однако, по преимуществу, лишь тех, которых обычно относят к категории малоопытных либо нерадивых.

И если отсутствие опыта у начинающих водителей – причина уважительная, то для горе-«водил», сознательно пренебрегающих элементарными правилами эксплуатации из обычной лени, проблемы с зимним запуском двигателя являются заслуженной карой Божьей. Эту нехитрую истину я усвоил во время армейской службы в далеком теперь 1974-м.

Наш химполк дислоцировался в Восточном Казахстане. Что такое лютая стужа в казахских степях, когда мороз достигает порой –45°C да еще и при постоянном ветре – говорить не приходится, в особенности если речь идет о службе в автобате. Норматив от сигнала «Подъем, тревога!» до построения автоколонны с прогретыми двигателями был предельно жестким, исчисляясь тремя-четырьмя десятками минут. При этом около 25% отпущенного времени уходило на то, чтобы добежать до вверенного ГАЗ-69РХ, стоящего на открытой стоянке в автопарке со слитой водой и открытыми краниками на радиаторе и блоке цилиндров.

К каждому водителю прикреплялся подручный из состава экипажа – обычно салага-первогодок. Первоочередной задачей водителя было «размослать» «кривым стартером», то бишь, заводной ручкой, застывший мотор, чтобы обеспечить поступление масла на шейки коленвала и опорные вкладыши во избежание задиров.

В это время подручный стремглав несся к котельной-«водогрейке» в самом центре парка, где в одной из множества специальных ячеек круглые сутки ждала канистра с горячей водой, почти кипятком, а в специальном отапливаемом помещении содержался аккумулятор. И на канистру, и на аккумулятор для предотвращения путаницы был нанесен масляной краской номер машины.

Доставив к машине канистру с кипятком, подручный тут же отправлялся во второй рейс за аккумулятором. Тем временем водитель приступал к проливке системы охлаждения.

Под воздействием заливаемого из канистры в горловину радиатора кипятка лед в кранике радиатора мгновенно таял, краник закрывался, а из крана на блоке, по мере проливки, начинала поступать сначала ледяная, а затем все более теплая вода.

К тому моменту, когда подручный подносил аккумулятор к моторному отсеку, вода в радиаторе и блоке была уже горячей – одной канистры для проливки «Газику» вполне хватало. Такой несложной подготовки оказывалось достаточно для практически мгновенного запуска (обязательно с выжатым сцеплением!) даже на бензине А-66 и масле АС-8.

Быстрый запуск двигателя особенности 

На позитив работало и то, что наш зампотех строго контролировал состояние влияющих на быстрый запуск двигателя важнейших «мелочей», а именно:

* качество питания – степень обогащения поступающей в цилиндры бензовоздушной смеси (регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора и зазоров между коромыслами клапанов/толкателями, состояние жиклеров, регулировка холостого хода);

* качество зажигания (состояние аккумулятора, генератора и приводного ремня, стартера, КЗ, свечей, высоковольтных проводов, регулировка угла опережения зажигания, а также зазоров между контактами пластины прерывателя-распределителя);

* компрессию в цилиндрах, уровень масла в картере двигателя, КПП, раздаточной коробки, рулевого и мостовых редукторов, наличие смазки в подшипниках и шарнирах (крестовины карданов, ступицы, поворотные кулаки, рулевые тяги и т.д.).

Давние армейские уроки и поныне помогают мне, уже в течение многих лет владельцу милых сердцу «Волги ГАЗ 2410» и конверсионного «УАЗ-469», избегать проблем с зимним запуском, впрочем, как и всех других проблем.

С «Волгой», конечно, проще, благодаря хранению в сухом неотапливаемом гараже.

При том, что в систему охлаждения залит фирменный антифриз Meguin, а масло в картере двигателя – полусинтетика optimal 10w40 от liqui moly (эту же торговую марку предпочитаю для трансмиссии),

Оптимал масло LIqui Moly для Волги

компактный «Бошевский» аккумулятор емкостью 75А/час. вкупе с системой бесконтактного зажигания и малогабаритным, но очень мощным взаимозаменяемым стартером от «Москвича-2141», обеспечивают мгновенный запуск без горячей проливки.

Что же касается стоящего под открытым небом и нечасто используемого в зимний сезон «УАЗика», то запуск осуществляю последовательно и поэтапно в полном соответствии с описанной выше армейской схемой, жаловаться на эффективность которой ни разу не пришлось.

Как правильно запустить авто в мороз - советы 

В заключение хотелось бы дать несколько дополнительных практических советов на данную тему.

1. В особенно сильный мороз автомобиль не следует эксплуатировать без крайней необходимости.

2. Если такая необходимость все же назрела, не пытайтесь завести машину с буксира: на сильном морозе это может иметь фатальные последствия для силового агрегата даже при использовании текучих зимних масел и смазок. Если же говорить об автомобилях, оснащенных коробкой-автоматом, то запуск при помощи буксира категорически недопустим в любое время года!

3. Если в сильный мороз двигатель «схватывает» не сразу, время вращения вала стартера не должно превышать 10-12сек. вследствие чрезмерной нагрузки на электропроводку. После каждой неудачной прокрутки сделайте полуминутную паузу, затем попытку запуска можно повторить.

4. Желательно, чтобы время прогрева двигателя в сильный мороз составляло не менее 15 минут, а скорость движения на начальном этапе езды (около 1 км) не превышала 40 км/час. при выключенных дополнительных потребителях электроэнергии (печка, обогрев стекол/сидений, музыка, навигатор и т.п.).

5. По возможности используйте только фирменные бренды ОЖ и ГСМ. Хорошие, гарантированно настоящие, а не поддельные антифриз, масла и смазки – залог беспроблемного запуска и долговечности узлов и агрегатов при эксплуатации не только зимой, но и в другие сезоны.

 

Статьи по теме: 

Корка на лобовом стекле не беда

Дизельные присадки для быстрого запуска в мороз