Конструкция двигателя внутреннего сгорания подразумевает наличие большого количества деталей, соприкасающихся друг с другом. Взаимодействие деталей посредством трения называется фрикциями, а сам процесс износа деталей имеет название фрикционный износ. Для того чтобы снизить фрикционный износ деталей двигателя, существует система смазки.

система смазки с сухим картером

Состав системы

Система смазки может быть разной, в зависимости от типа двигателя. Для двигателя внутреннего сгорания используется комбинированная система смазки. Суть ее работы – разные детали смазываются по-разному, например, одни детали смазываются под давлением, а другие – распылением. Система смазки включает следующие компоненты:

Поддон картера.

Представляет собой емкость с моторным маслом, устанавливается на нижнюю часть блока цилиндров. Основной материал, из которого изготавливают поддон – алюминий или железо, а для того, чтобы в моторном масле не появлялась пена, монтируется специальный пеногаситель.

Сухой и масляный поддно картера

В современных автомобилях уровень масла контролируется при помощи датчиков, которые способны отключить двигатель при опасном снижении уровня моторного масла при условии, что датчик включен в систему управления двигателем.

Масляный насос.

Устройство, подающее моторное масло в систему смазки. В настоящее время устройство масляного насоса многообразно, но наиболее распространенным стал шестеренный масляный насос. Функционирует масляный насос при помощи цепной передачи вращающимся коленвалом.

Масляный фильтр.

Основная его задача – очищать моторное масло от ненужных примесей и продуктов, которые образуются в результате работы двигателя внутреннего сгорания. Находится масляный фильтр в непосредственной близости от масляного насоса. По конструкции представляет собой цилиндр, имеющий отверстия для забора грязного масла, а по краю или с противоположной стороны – отверстия для выхода отфильтрованного масла и последующего его поступления для смазывания деталей двигателя.

Устройство масляного фильтра

Внутри имеется перепускной клапан, поддерживающий давление масла в пределах требуемых показателей. Бывают масляные фильтры сменные, заменяемые при смене масла, и несменные, в которых необходимо менять лишь фильтрующую часть.

Указатель давления масла.

Установлен на панели приборов в салоне автомобиля, предупреждает об опасном снижении давления моторного масла.

Принцип работы циклический.

При старте двигателя моторное масло под давлением закачивается в систему масляным насосом, масляным фильтром очищается от инородных примесей, по распределительным каналам подается для смазки подшипников коленвала и поршневого кольца, а для смазывания цилиндров моторное масло подается при помощи специальных форсунок. Остальные детали двигателя, нуждающиеся в смазке, получают ее методом разбрызгивания газораспределительным механизмом. При разбрызгивании образуется «туман» из мельчайших частиц моторного масла, который оседает на деталях двигателя и смазывает их. Затем моторное масло стекает в поддон и цикл начинается снова.

Сухой картер

Бывает система смазки с сухим картером, в этом случае моторное масло находится в специальном баке, откуда закачивается насосом непосредственно в систему смазки. Такая система наиболее стабильна в самых разных режимах работы и не зависит от уровня моторного масла в баке. Применяется в основном на спортивных автомобилях.