Если говорить о трансмиссионных маслах, то весь ассортимент можно разделить по классам. Самая распространенная классификация API - класс по потребительским свойствам. трансмиссионные масла для коробок передач и мостов

Все привыкли, что есть классификация API по моторным маслам и здесь все хорошо, чем выше класс, тем большим количеством свойств обладает масло, например, CI-4 залить в СG-4 можно. Здесь исключения составляют лишь новейшие CJ-4, но при эксплуатации на качественном топливе все отлично, но иногда нужно будет пренебречь стандартными интервалами смены масла, а, В принципе, требования увеличивают по мере увеличения API.

Классификация масел для коробок передач

С трансмиссионными все по-другому. Здесь есть "GL 3" "GL 4" "GL 5", но есть и "GL1" и "GL2", но это уже для промышленных трансмиссий (редукторов). В автомобилях используются только первые три.

Классификация API GL в трансмиссионных маслах 

GL-3 применяется в механические трансмиссии с очень капризными синхронизаторами.

Выдает умеренные противозадирные свойства и нейтрален к цветным металлам.

Liqui Moly (GL-3/GL-4) 75W-80

GL4 Классические механические коробки передач

Обладает улучшенными противозадирными свойствами, защищает от износа и высокого давления, но появляется небольшая агрессивность к цветным металлам.

Трансмиссионное масло Liqui Moly класса GL 4 для коробок передач

GL 5 Гипоидные передачи и некоторые МКПП.

Обладает максимальной защитой, которая достигается применением фторосодержащих и серосодержащих присадках и т.д. Соответственно такая концентрация присадок проявляет достаточно высокую агрессивность к цветным металлам и появляется коррозия.

GL-5 для гипоидных передач и мкпп

В этом и заключается особенность. Если в моторных маслах в старший класс можно залить младший, то в трансмиссионных маслах все не столь однозначно и складно.

Что будет если смешать разные классы GL в коробке ZF

Если залить GL5 в GL3, то ожидать улучшения качеств не стоит, наоборот смешение приведет в неисправность КПП.

Был случай на практике: "Стоят в ряд КАМАЗы и рядом стоят ряд коробок передач ZF.

Коробка КАМАЗА ZF

Причем эта коробка одна из самых живучих, получается, что она должна жить дольше самого КАМАЗа.

Задается вопрос: А что такого произошло?

Оказалось, плохими оказались синхронизаторы и прослужили лишь 10 000 км. Масла к ним подбирали, и в итоге настолько к ним раскошелились что подошел в конце концов GL 5. Коррозионная агрессивность у таких масел очень высокая. Эта модель коробок отличается одной особенностью: сталь у них покрыта молибденом. При таком содержании серы и фосфора молибден превращается в "дисульфид молибдена" и вместо повышения трения дает его снижение.

Поэтому после пробега 5000-7000 км., все водители  начинают дружно ругаться о том, что синхронизаторы не работают, переключаться приходится с двойным выжиманием. Машины для перевозки руды на обогатительную фабрику, (так как они едут с горы на гору с полной загрузкой) задают много вопросов: И что делать в этой ситуации?

Переключаться неудобно и поэтому многие форсируют препятствия на 1-ой или 2-ой передаче, при этом расход топлива очень высок, а моторы работают на максимальных оборотах с большой нагрузкой, что в несколько раз увеличивает риск износа и разрушения деталей двигателя грузовика.

После разбора стало ясно, что лить GL-5 категорически нельзя, синхронизаторы просели. Масло заменили на минеральное, и синхронизаторов стало хватать даже не на несколько месяцев, а на несколько лет, про то что коробки нужно разбирать и перебирать люди забыли.

Это как раз тот случай, когда старший класс не лучше младшего. Иногда бывает, что старший агрегат трансмиссии по API не подходит и, дабы избегать таких событий, производители грузовиков стали делать дробные спецификации. Что это означает?

Как правильно подобрать трансмиссинное масло 

Масло GL3+
Обладает средними противозадирными свойствами на уровне GL-4, а агрессивность к цветным металлам на уровне GL-3.

Масла GL4/5 (TDL) обладают противозадирными свойствами 5-го класса, а агрессивность на уровне 4-го.

Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL (GL-4/GL-5) 75W-90

Соответственно такие сорта коробочных масел можно применять в ведущем мосту и в коробке. Это дает преимущество в выборе, ведь риск перепутать продукты сильно снижается.

Как и на любой универсальный продукт ( если брать узкоспециализированные продукты ) производители устанавливают чуть большие интервалы замены. В любом случае универсальные сорта смешанного класса помогают снять нагрузку с ремзоны, дают меньший риск перепутать, и даже если,при очередной замене, механик забыл что куда долить, то проблемы и беды не произойдет.

Масла для трансмиссий Фольксваген VW правильный выбор

История концерна VW

Этот концерн один из немногих, кто делал в то время переднеприводные автомобили с продольным расположением агрегатов, где гипоидная главная передача стояла внутри механической коробки. На первых машинах они ставили разделительную перегородку и делили два смазочных объема: в дифференциал лили GL-5, в коробку GL-4, всё хорошо и всё прекрасно.

В случае выхода из строя сальника масла перемешаются, причем наружно видно ничего не будет. В итоге на выходе будет неприятность: гипоидные передачи такой класс уже не смогут потребить, и неизбежно начнется повышенный износ шестерен. В тоже время попадание GL-5 масла в GL-4, которым смазывается блок механических передач, вызовет коррозию синхронизаторов.

После такого происшествия, Фольксваген попросил создать универсальное масло, которое сможет работать и в мостах и в кпп.

Таким образом, появились масла "GL-4+".Так исторически сложилось, что в автомобильном классе они маркируются как GL с плюсом "+".

В грузовых классах их называют дробными спецификациями, хотя это на самом деле общепринято. В инструкции на Тойота чаще всего видно GL4/GL5, то есть дробная спецификация. Они не стандартизованные API, они больше показывают обычному потребителю, что данный продукт движется к новому классу трансмиссионных масел, который помогает избежать ошибок при обслуживании. Иногда эти дробные сорта, называют "TDL" ( Тотал Драйв Лайн ) для всех агрегатов трансмиссии, особенно что касается грузового сегмента.

Механик не возьмет другого масла или не перепутает канистры, как раз в грузовиках очень часто бывает ситуация, что в мост нужно 18-21 литра и в коробку передач нужно столько же. Может сложиться ситуация, что в мост и коробку нужен одинаковый объем масла +-200 грамм, соответственно, понять в какой канистре и куда масло, если забыл, уже никак. Риск выхода из строя сразу двух агрегатов, что не очень приятно, поэтому смешанные масла начинают набирать популярность, за счет удобного применения.