Целесообразность установки зимних шин давно не вызывает сомнения у опытных водителей, законы об обязательном переходе на зимнюю резину приняты во многих европейских странах.

Главными достоинствами специальных шин для зимы признаны сокращение тормозного пути, улучшение управляемости автомобиля в экстремальных условиях.

Тест торможения на зимней и всесезонной резине

 

 

 

Ассортимент видов, моделей, рисунков протекторов зимних шин настолько велик, что неопытному водителю нелегко выбрать нужные покрышки.

Отличия зимней резины

Автомобиль на летней резине преимущественно встречается с двумя видами дорожного покрытия – сухим и мокрым асфальтом. Зимняя дорога осложняет движение снегом, льдом, мокрой снежной кашей. В зависимости от температуры эти состояния воды приобретают различные свойства по твердости, скольжению.

Для чего ставить зимнюю резину

Причем все виды зимней дороги могут встретиться водителю в течение одной дальней поездки. Придумать идеальные, универсальные покрышки для столь разнообразных дорожных условий конструкторам автомобильных шин пока не удалось. К тому же, зимние шины грамотные водители подбирают не только под преобладающий климат, но и под конкретную модель автомобиля, манеру вождения. Главными отличиями зимних шин становятся эластичность резины при низких температурах, особый рисунок протектора.

Отличия резины зима и всесезонка

Обычная автомобильная резина на морозе «дубеет», теряет эластичность, быстро разрушается.

Низкий профиль протектора забивается снегом, ледяной крошкой, скользит. Это удлиняет тормозной путь машины, ухудшает управляемость, безопасность движения.

Для производства зимних шин изобретаются новые составы резины, используются специальные добавки, разрабатываются особые рисунки протектора.

Виды зимних шин

В отдельную категорию выделяются шипованные зимние шины. Часто такую резину называют «северной», «арктической», так как она запрещена в странах центральной Европы.

Шипованная резина

Шипованные шины пользуются популярностью в Скандинавии, России, Канаде. Основные сцепные качества покрышке придают стальные шипы, вмонтированные в мягкую резину. Современные модели ошипованных шин оборудованы различным количеством (80-150) шипов, расположенных хаотически. После долгих опытов большинство производителей для стандартных моделей выбрали квадратную форму шипа.

В дорогих моделях шипованных шин используются удлиненные сердечники из прочных материалов (карбида вольфрама), разнонаправленная база основания, оригинальные формы шипа (например, «двойной коготь», трехлучевые шипы).

Шипованная резина эффективно работает на плотном укатанном снегу, мягком льду, замершей грязи. Основным недостатком шипованной резины считается повышенная шумность на чистом асфальте. При использовании в городских условиях шины быстро теряют шипы, что сразу сказывается на их сцепных качествах.

Менее популярны шины с возможностью ошиповки. Такая опция увеличивает стоимость резины, самостоятельная ошиповка невозможна, качественный монтаж шипов производится в мастерской, специальным инструментом. Интересной попыткой примирить две концепции шин стал показанный фирмой Nokian концепт шины с выдвижными шипами.

Шина с выдыижным шипом

Уникальная конструкция Hakkapeliitta 8 SUV основана на передвижении внутренней части шипа, но перспективы изобретения туманны из-за непомерного увеличения стоимости шины.

Среди нешипованных зимних покрышек наиболее эффективны фрикционные шины, получившие народное название «липучки». Разделение фрикционных шин на «скандинавские», «европейские» (по количеству, величине, глубине ламелей) во многом условно.

Узнать фрикционную резину можно по отсутствию прямых радиальных ребер, поперечным дренажным канавкам. Центральное ребро шины составлено из асимметричных фигурных блоков небольшого размера.

Фрикционная шина

Многие производители применяют протекторный рисунок «елочка». Такое расположение ламелей оптимально для сцепных функций, быстро очищается от ледовой крошки, налипшего снега.

В производстве фрикционных шин используются специальные резиновые смеси. В них добавляются порошкообразные крупицы (синтетические кристаллы, частицы ореховой скорлупы), играющие роль микрошипов. Эластичность, пористость резины увеличивается добавками силики, натурального каучука, рапсового масла. В результате фрикционная резина сравнима с шипованной на мокром асфальте, утрамбованном снегу, но значительно превосходит шипы на снежной каше («шуге»), холодном сухом асфальте.

Интересно, что при снижении температуры, сильных морозах фрикционная резина меньше теряет в эластичности, сцепных свойствах, чем шипованные покрышки.

Критерии выбора зимних покрышек

Главными критериями выбора зимней резины для автомобилистов становятся условия использования, стоимость покрышек. По маркировке шин резину выбирают редко.

Из маркировок наиболее важно обозначение «Winter» (шины, спроектированные для зимы). Маркировкой M+S (грязь плюс снег) могут снабжаться зимние и всесезонные шины. Красивый знак «Снежинка на фоне трех горных пиков» отнюдь не является знаком качества, о чем пишут недобросовестные рекламисты.

Маркировака шин

Эта маркировка присваивается моделям покрышек, прошедшим сравнительное тестирование с американской маркой шин UniryalTigar, показавшей результаты не хуже эталона. Отдельных маркировок для шипованных, фрикционных шин не предусмотрено. Для отечественных условий использования наиболее важен тип шины, рисунок протектора.

Глубокий протектор шины

Шипованная резина оптимальна для сельской местности, с обилием снега, нерасчищенными дорогами, рыхлым снегом. Для таких условий подходят и внедорожные рисунки протектора, с характерными глубокими ламелями квадратных, ромбовидных, асимметричных форм.

Но при выезде на чистый асфальт такие шины хуже управляются, сильно шумят, не рекомендованы для высоких скоростей. Для многоцелевого использования автомобиля зимой (городского использования с частыми междугородними поездками) можно выбрать фрикционную резину с комбинированным протектором. В таких шинах протектор разделен на две вертикальные части с разными рисунками, ориентированными на движение по снегу, чистому асфальту.

Правильная установка покрышек обеспечивается маркировками шины «Inside», «Outside» (внутренняя, наружная сторона). Для городской эксплуатации оптимальна покупка нешипованной резины, так как большинство магистралей расчищается, укатывается автомобилями. Нешипованная резина лучше едет по снежной каше, образующейся после обработки дорожной химией, меньше реагирует на химические реагенты, вызывающие коррозию шипов. Для экономных водителей, избегающих зимой длительных поездок, не выезжающих в экстремальные погоды (снегопады, гололеды), вполне допустима покупка отечественных зимних шин.

К наиболее доступным по цене моделям относятся белоцерковские шины «Росава». Такие модели как Rosava WQ-102, Rosava Snowgard выпускаются в шипованных, нешипованных вариантах, изготавливаются на импортном оборудовании, сертифицированы в европейских странах.

Rosava WQ-102

Популярны, доступны по цене зимние покрышки «Белшина». Авторитет белорусского производителя восходит к советским временам, когда его продукция была дефицитной. В лучших моделях, таких как BEL-267 ArtMotion (фрикционная резина) использованы собственные патентованные технологии, оригинальные рисунки протекторов. Отечественные шины обладают прочностными качествами, позволяющими при щадящей зимней эксплуатации, достигнуть максимального срока использования (по рекомендациям производителя – не более пяти лет).

Владельцы дорогих иномарок предпочитают менять зимние шины чаще (через 1-2 сезона). Для многих состоятельных владельцев ежегодная замена шин на последнюю модель носит имиджевый характер. Лидеры шинного производства (Michelin, Pirelli, NOKIAN, Bridgestone) ежегодно выпускают новинки с новыми составами резины, рисунками протекторов. Несомненно, новые модели превосходят массовую продукцию по сцепным качествам, уменьшению тормозного пути, но их цена в 10-20 раз дороже. Подделывают дорогие шины достаточно редко, но лучше покупать фирменную резину у проверенного продавца, снабжающего продукцию сертификатами, сопроводительными документами. Новые технологии, дорогие покрышки не гарантируют полной безопасности зимой.

Так на натечном льду (особенно гладком, твердом, скользком) беспомощны зимние шины всех типов. Безопасность движения обеспечивают только малые скорости, повышенное внимание, осторожное вождение.